Fate/stay night изначально — японский визуальный роман, разработанный компанией Type-Moon и выпущенный 30 января 2004 на PC. Визуальный роман был адаптирован студией Deen в одноимённый аниме-сериал, транслировавшийся с 6 января 2006 по 16 июля 2006. С 26 декабря 2005 выпускается также одноимённая манга. В визуальном романе присутствует 3 сценария: Fate («Судьба»), Unlimited Blade Works («Зеркало души») и Heaven's Feel («Прикосновение небес»). Экранизирован был сценарий Fate, также присутствует в сериале несколько эпизодов из Unlimited Blade Works. Сейчас студия, создавшая оригинальный сериал, готовится выпустить полнометражный фильм по сценарию Unlimited Blade Works, дата премьеры в Японии 23 января 2010[1]. 28 октября 2005 вышел прямой сиквел визуального романа под названием Fate/hollow ataraxia (яп. フェイト/ホロウアタラクシア Фэйто холо атаракусиа?, букв. «Судьба/Абсолютное спокойствие»), возможны и другие варианты перевода, в том числе и слова «атараксия»). Версия визуального романа под названием Fate/stay night Réalta Nua была выпущена на Playstation 2 19 апреля 2007 и озвучена сэйю аниме-сериала. Главными отличиями от оригинальной ПК-версии являются отсутствие упоминаний о домашнем насилии, меньшее количество жестоких сцен и полностью вырезанные эротические сцены.
Ученик старшей школы, Эмия Широ, становится невольным участником так называемой «Войны Святого Грааля», время от времени проходящей в японском городе Фуюки. Это борьба семерых магов за обладание легендарным артефактом — Святым Граалем, который исполнит любое желание победителя и, таким образом, изменит его судьбу. Каждый маг с момента своего начала участия в войне призывает слугу — одну из великих героических душ прошлого или будущего — сражающегося на стороне своего хозяина. Есть семь слуг, все они принадлежат к разным боевым классам: мечник (Сэйбер), лучник (Арчер), копейщик (Лансер), всадник (Райдер), берсеркер, убийца (Ассасин) и маг (Кастер). Битва ведётся до тех пор, пока не останется одна пара мастера и слуги. Эмия Широ против собственной воли призывает мечницу — слугу, поставившую себе цель добраться до Грааля любым путём. Однако, он не желает участвовать в битве, так как в прошлой войне потерял всех своих родных. Эмии начинает помогать Тосака Рин — сильный маг, которая учится в той же школе, что и Широ. Но правила войны Святого Грааля указывают на то, что рано или поздно им предстоит сразиться между собой, а наиболее возможный исход для проигравшего — смерть.
Главные герои
Эмия Широ (яп. 衛宮 士郎?) — ученик второго класса старшей школы города Фуюки. Потерял своих родителей в прошлой войне Святого Грааля, проходившей в городе 10 лет назад. Его приёмный отец — Эмия Кирицугу — был магом и участвовал в войне как мастер. Он стал для юного Широ примером для подражания, так как стремился помогать всем людям, используя свои способности. При этом Кирицугу не решился обучить Широ каким-либо заклинаниям, за исключением одного-единственного магического приёма (см. ниже). После смерти приёмного отца, за Широ стала присматривать Фудзимура Тайга — внучка старого друга Кирицугу и учительница в школе.
Став участником очередной войны за Святой Грааль, Эмия Широ не желает сражаться с кем бы то ни было, однако, он узнает, что та катастрофа, из-за которой погибли все его близкие — это порождение Грааля. Если этот артефакт попадёт в руки безумца, катастрофа может повториться вновь. Эмия Широ обладает редкой для мага способностью — трэйсингом (от англ. To trace — «снимать копию») — копированием и созданием объектов и вещей. В сценарии Unlimited Blade Works выясняется, что трэйсинг — это лишь побочная способность Широ, основанная на его настоящей и единственной магии — Зеркале Души, пустынном холме, заполненном бесконечным множеством оружия, которое когда-либо существовало — Unlimited Blade Works
Тосака Рин (яп. 遠坂 凛?) — девушка из параллельного класса Широ. Представительница потомственной династии магов, с самого начала участвовавшей в войне за Святой Грааль. Маги династии Тосака издавна скапливали магическую энергию в драгоценных камнях, которые, будучи заполненными до предела, могли служить как резервные мощные источники маны. Рин решительно настроена на участие в войне и готовится призвать Сэйбер, но по ошибке (в действительности это не ошибка, о чём сказано в ветке Unlimited Blade Works) призывает вместо неё Арчера, что путает все её планы. Сперва, встретив Широ, видит в нём врага, но со временем, становится его надёжной союзницей и другом.
Мато Сакура (яп. 間桐 桜?) — близкая подруга Широ, заботившаяся о нём ещё когда тот пострадал в катастрофе 10 лет назад и помогающая ему по сей день. Её предки (династия Макири) были сильными магами, но со временем их род способности к магии утерял, то есть магические навыки Сакуры подавлены. Очень любит Широ, но боится ему в этом признаться.
Сакура стала жертвой жестоких магических экспериментов своего деда, Мато Зокена. Из-за них, она теряет контроль над собой и обретает иные способности, отличные от способностей обычных магов: управление тенями, математическими закономерностями вещей, призрачными сущностями и т. д. Злоупотребление этими навыками может привести её к сумасшествию и потере контроля над собой. Рин Тосака и Мато Сакура — родные сестры, разлученные в детстве.
Илиясвиль фон Айнсберн (яп. イリヤスフィール・フォン・アインツベルン?) (Илия) — маленькая девочка, участвующая в войне от лица семейства Айнсберн — того самого, представители которого и стали инициаторами проведений войн Святого Грааля. Живёт в лесном замке Айнсберн, в котором представители семьи живут во время войн. Очень сильный маг. Илия сумела призвать Берсеркера — самого сильного физически слугу и с лёгкостью им управлять, конвертируя свои магические силы в энергию для своего слуги. Илия, по сути, живое воплощение Святого Грааля.
Любит приставать к Широ и называть его «братиком». Сперва выступает как главный противник Широ и Рин. На самом деле Илия является сводной сестрой Широ и дочерью Эмии Кирицуги. Поэтому ей было задано убить Широ, так как Кирицуги предал семью Айцберн в 4-ой войне Грааля. Именно они наняли Кирицуги, чтобы тот победил в войне, но он уничтожил Грааль вызвав тем самым взрыв повлекший пожар убивший родителей Широ. За Илией во время войн следят её служанки и телохранительницы: Лейсритт и Сэлла.
Слуги
Каждый слуга принадлежит одному из 7 классов (мечник, лучник, копейщик, всадник, берсеркер, убийца и маг). Класс слуге выдаётся в соответствии с его небесными фантазмами — уникальными, присущими только этому слуге, способностями. Каждый слуга заинтересован в получении Грааля не меньше своего хозяина, так как исполнение желания ожидает не только мастера, но и слугу. У каждого мастера (неважно, у настоящего или временного) есть на руке узор из трёх полос (узор зависит от призванного слуги). Это — командные заклинания. Когда мастер использует командное заклинание, слуга выполнит приказ, независимо от того, хочет ли он этого или нет. Командное заклинание можно применять трижды — пока не исчезнет последняя полоска, в этом случае человек перестаёт являться мастером и проигрывает войну.
Сэйбер (яп. セイバー?)
Слуга Эмии Широ. Считает получение Святого Грааля своей главной целью и долгом. Кажется хладнокровной и эгоистичной, хотя и ей присущи человеческие чувства, что она тщательно скрывает. Была призвана Эмией Кирицугу в прошлой, четвёртой войне, но проиграла последний поединок со слугой класса лучника. Настоящее имя — Артурия, Король Артур. Сэйбер считает, что звания короля Англии достоин другой человек, менее бездушный и черствый, чем она сама. С этой целью она и участвует в битве. Основное оружие — невидимый меч, на деле же представляющий собой Экскалибур — легендарный Меч Обещанной Награды. Вместе с Золотыми Ножнами, утерянными Артурией в своей прошлой жизни и делающими владельца неуязвимым для любых атак и для любой магии образует её сильнейший Небесный Фантазм, — «Авалон — Та Далёкая Утопия».
Класс «Сэйбер» («Мечник») выдаётся только героям, мастерски владеющим мечом. Как правило, это самые лучшие воины из всех, поэтому класс «Мечник» считается сильнейшим. Один из трёх «рыцарских» классов, обладающих иммунитетом к сильной магии. Также может управлять любым транспортным средством кроме магических животных.
Таинственный слуга Тосаки Рин. Утверждает, что не помнит своего настоящего имени. На самом деле он — слуга из будущего, Эмия Широ. Спустя несколько лет после окончания пятой войны святого Грааля, Широ решает стать слугой, в обмен на спасение людей от катастрофы. Однако, первый же мастер Эмии использует командное заклинание и приказывает тому убивать людей для повышения собственных сил. Вспомнив слова своего приёмного отца «Спасение одного означает гибель другого», он разочаровывается в своих идеалах и хочет быть призван в пятую войну в качестве слуги, чтобы убить самого себя из прошлого. Так как Арчер — это тот же Эмия Широ, он обладает всеми прежними своими способностями, причём значительно улучшенными, включая супер-зрение. В частности, он может создавать вместо обычных копий оружия многократно усиленные, но рассчитанные на один-единственный удар, которые могут взрываться и отлично подходходят в качестве стрел. Кроме того, он мастерски владеет заклинанием «Зеркала Души» — Unlimited Blade Works. UBW — это замкнутое пространство, в котором навыки Арчера улучшаются, позволяя создавать копии артефактов, по мощности почти не уступающие оригиналам. Собственых же Небесных Фантазмов у него нет, только те, которые он видел на вооружении у других слуг.
Класс «Арчер» («Стрелок») вовсе необязательно выдаётся воинам-лучникам. Главное условие для получения этого класса — умение сражаться в дальнем бою. Слуги этого класса обладают очень острым зрением; также, «Стрелок» является «рыцарским» классом, соответственно имеющим защиту от сильной магии. Так как Арчер может использовать магическую энергию, то при потере мастера он может оставаться в нашем мире в теченеи 2 дней.
Первый противник Арчера и Сэйбер, первый слуга, с которым столкнулся Широ. Ценит красивые схватки, по большому счету участвует в войне только ради проверки собственного мастерства. Его настоящий мастер никому неизвестен — он был убит уже на четвёртый день войны, и Лансер стал слугой Котомине Кирея — священника местной церкви Фуюки. Истинное имя Лансера — Кухулин, герой кельтских мифов. Оружие — проклятое копьё Гэй Болг, сперва открывающее рану у противника, а затем наносящее удар. Два его Небесных Фантазма ориентированы именно на его использование. «Насквозь пронзающий Гэй Болг» пробивает насквозь одного противника, автоматически направив удар точно в сердце противника, а «Насквозь пробивающий Гэй Болг» способен пронзить одного за другим сразу нескольких противников.
Класс «Лансер» («Копейщик») считается самым ловким из всех. Главное для воина-копейщика — умело поддерживать дистанцию в ближнем бою, чтобы свободно орудовать копьем. Третий из «рыцарских» классов.
Райдер (яп. ライダー?) Слуга, призванная Мато Сакурой, но попавшая под управление к её брату, Мато Синдзи. Райдер скрытная, немногословная и осторожная слуга, ненавидящая своего временного мастера, но испытывающая симпатии к Сакуре и старающаяся помочь ей, когда это только возможно. Поскольку Мато Синдзи не является магом, он не способен снабжать Райдер маной и поддерживать её в бою, а сами её навыки ухудшены, поэтому ей приходится нападать на людей, поглощая их энергию. В качестве оружия она использует два клинка, связанные цепью, становящиеся невидимыми и способные применяться на дальней дистанции. Настоящее имя Райдер — Горгона Медуза, способная парализовывать противников одним взглядом. Так как это умение неконтролируемо, Райдер постоянно носит на глазах повязку. В арсенале Райдер — самые мощнейшие Небесные Фантазмы после Экскалибура и Авалона Сэйбер. «Андромеда: Кровавый Форт» — это энергетическое поле, высасывающее энергию из всех существ в него попадающих и передающее её применившему. Главный и сильнейший Фантазм — «Беллерофонт — Смиренность Рыцарства» — призыв мифического крылатого коня, Пегаса, из крови Райдер, а затем его многократное усиление и ускорение.
Класс «Райдер» («Всадник») — один из сильнейших, но к «рыцарским» не относится, поэтому слуге этого класса тяжело сражаться с магами, хотя у нее имеется защита от слабой магии и сильное сопротивление к магии высокого уровня. Этот класс также даёт возможность Слуге использовать любые средства передвижения, в том числе современные.
Берсеркер (яп. バーサーカー?) Слуга Илии. Настоящее имя — Геракл — знаменитый герой греческой мифологии. Его колоссальные физическая сила и выносливость подкрепляются Небесным Фантазмом «Божья Рука», который даёт Берсеркеру дополнительно 12 жизней — по одной за каждый подвиг, совершенный им в течение своей жизни. Также этот Фантазм даёт слуге защиту от любых повреждений низкого и среднего ранга и иммунитет к слабой магии. Слуги класса «берсеркер» обычно дики и неуправляемы, однако Геракл беспрекословно подчиняется своей маленькой хозяйке и во всём слушается её.
Класс «Берсеркер» — это увеличение силы, но потеря разума. Слуга, которому присвоен этот класс, не может использовать свои навыки и полностью теряет разум в битве; он даже может убить своего Мастера, если тот недостаточно силен для сдерживания «Берсеркера». Однако, платой за это является значительное усиление всех характеристик Слуги, делающее его очень опасным противником. Например, Геракл при жизни отлично владел луком, и мог бы быть отнесён к классу «Арчер», но попав в класс «Берсеркер», уже не может использовать лук, и поэтому в качестве оружия использует каменный меч.
Кастер (яп. キャスター?) Кастер — слуга, обманом заставившая своего мастера использовать все командные заклинания на пустяки и убившая его, так как сама она является сильным магом, то подпитываться манной может самостоятельно высасывая ее из людей. Сразу после этого, она укрылась в храме Рюудоджи и объединилась с Кудзуки Сойчиру (учителем школы Фуюки, в которой учится Широ), став его слугой. Она планировала призвать Грааль искусственным путём, используя в качестве исходника тело сильного мага и всех жителей города. Влюблена в Кудзуки. Настоящее имя Кастер — Медея. Небесный Фантазм — изогнутый кинжал Рул Брейкер — «Крушитель Правил». Случайным образом разрушает связь слуги с мастером, запрещает применение любых способностей, либо поглощает всю ману, передавая её Кастер.
Класс «Кастер» («Заклинатель») — класс, выдающийся исключительно сильным магам далёкого прошлого. В отличие от современных магов, Слуги класса «Заклинатель» помнят древнюю, очень мощную магию, значительно превосходящую современную. Поскольку их единственное умение — магия, Слуги этого класса должны избегать открытых поединков, в особенности с «рыцарскими» классами, так как не обладают защитой и навыками боя.
Ассасин (яп. アサシン?) Ассасин призван не человеком-магом, как другие слуги, а таким же слугой, как и он сам — Кастером. Из-за этого он ограничен в перемещениях (не может выйти за пределы храма Рюудодзи) и стеснён в боевых способностях (слишком малое количество маны ушло на его призыв). В целом, он не занимает в войне позиции слуги и служит исключительно как привратник, охраняющий вход в храм. Истинное имя — Сасаки Кодзиро — легендарный японский мастер меча, за всю свою жизнь, проигравший лишь в одном поединке с Миямото Мусаси. При этом сам он называет себя никогда не существовавшим героем древних сказаний, выдуманной личностью. Соответственно, никакого мотива в участии в войне, у него нет. Ассасин не имеет небесных фантазмов, но это легко компенсируется одной из его собственных способностей — Цубаме Гаеши (яп. «Инверсия Ласточки») — одновременный удар сразу в трёх плоскостях, выполняющийся с огромной скоростью.
Класс «Ассасин» («Тихий убийца») выдаётся героям, настолько хорошо владеющим оружием, что схватка с ними, как правило, заканчивается смертью противника. Основное достоинство этого класса — это умение Слуги скрывать своё присутствие, и неожиданной атакой решать исход сражения в свою пользу. Слуге класса «Ассасин» не нужно иметь высокие боевые характеристики или Небесные Фантазмы, главное — превосходно владеть своим оружием. Слуги этого класса превосходно умеют оценивать противника и его оружие, и со сверхчеловеческой проницательностью находят ответ на любую технику сражения.
Гильгамеш (яп. ギルガメッシュ?) Проклятый слуга с прошлой, четвёртой, войны Святого Грааля, класса «Арчер». В прошлом — полу-бог полу-человек и правитель древнего Урука. Высокомерный и загадочный человек, желание которого в войне — заполучить Сэйбер и сделать её собственной слугой. Гильгамеш — уникальный слуга. В конце прошлой войны он был поглощен содержимым Грааля, оказавшимся проклятым. Это сделало возможным его пребывание в нашем мире, взамен помратив рассудок и испортив мировозрение. Теперь Гильгамеш — один из сильнейших участников войны, принципиально обходящийся без мастера. Ключевой Небесный Фантазм, без которого невозможно применение каких-либо других — это «Врата Вавилона — Сокровищница Короля», По сути, это замкнутое пространство, в котором лежит бесчисленное множество оригинального оружия, принадлежавшего различным героям в разные времена. В том числе, в сокровищнице находится излюбленный меч Гильгамеша, называемый им Эа, но на самом деле не имеющий имени. Он использует этот древний меч для самого мощного Небесного Фантазма из всех — Энума Элиш (enūma eliš — «Когда наверху», часть названия древнего вавилонского эпоса).
Ассасин (яп. アサシン?) Хотя в аниме-сериале присутствует Ассасин(Сасаки Кодзиро), в оригинальной игре присутствует другой ассасин, настоящий Ассасин призванный Мато Зокеном — дедом Мато Синдзи. Ассасин в прошлом бывший лидером гильдии убийц по прозвищу «Старец горы», является настоящим слугой призванный мастером при неизвестных обстоятельствах. «Настоящее» имя Хасан ибн Саббах но так как основателем гильдии был Хасан ибн Саббах, то последуйщие лидеры гильдии стали менять имя на имя первого лидера. Это не дает установить настоящую личность ассасина, впоследствии всеми ассасинами были лидеры гильдии убийц. Оружием Ассасина является черные метательные кинжалы, которые он может кидать со скоростью пули сколько угодно много, способен сопротивлятся ветряным атакам. Фантазм Ассасина «Забания» способен убить любого путем уничтожения сердца через сильное проклятие-иллюзию. Формально «Забания» является правой рукой Ассасина, которая удлинняется и уничтожает сердце не обращая внимания на броню. Рука была позаимствована у демона под именем Шайтан. Также как и все ассасины может полностью скрывать свое присутствие и владеть любым оружием.